1С. Система взаимодействия

— То, как команда играет как единое целое, определяет ее успех.
У вас может быть самая большая группа мировых звезд,
но если они не будут играть вместе, то клуб не будет стоить и десяти центов.
Бейб Рут

***

— Все великое в бизнесе никогда не делается одним человеком;
оно сделано командой людей.
Стив Джобс

В 2016 году фирма 1С анонсировала в платформе 8.3.10.2168 новый функционал — ”Систему взаимодействия”, которую дальше мы будем называть просто “СВ”. Большого фурора это не произвело, поскольку для СВ использовался внешний сервер dialog.1c.ru. А с учетом наличия огромного выбора мессенджеров, работающих в среде интернет, влезть в эту нишу очень непросто. В 2017 году появился дистрибутив сервера СВ для разворачивания на собственных серверах. И вот в апреле 2020 года вышла СВ версии 8.0.15. СВ не очень популярна и, более того, не очень известна в широких кругах. Вот и попробуем закрыть этот пробел.

Итак, есть возможность развернуть свой сервер СВ. Осталось ответить на главный вопрос: “Зачем?”. Как вариант, потому что это реально круто и позволит закрыть функционал, который другим способом закрыть либо сложно, либо вообще невозможно. Пройдемся поподробнее по возможностям, преимуществам и минусам, куда же без них. 

Возможности

  • Обмен сообщениями. Задача вроде бы тривиальная, но в данном случае она решается средствами платформы 1С. Т.е. обмен можно включить в ЛЮБОЙ конфигурации без вмешательства в код. И соответственно, не используя никакие внешние ресурсы и ПО.
  • Групповые обсуждения. В каких-то мессенджерах они есть, в каких-то нет. А 1С реализовано ну очень просто. Создать группу, указать участников. И все. В 1С бухгалтерии появилась группа про празднование НГ. Или что-нибудь более полезное.
  • Контекстные обсуждения. А вот киллер-фича. В штатную возможность СВ входит создать обсуждение, привязанное к конкретному элементу справочника или документу. Которое сохраняется в истории. Данные обсуждения нужны всем в том или ином виде. Но обычно они разрознены и неструктурированы. Возможность посмотреть историю обсуждения договора или счета - это порой очень полезная функциональность.
  • Поскольку на дворе 2020 год, в СВ есть возможность совершать видео-звонки. В процессе звонка можно включить режим показа экрана. Для локальной службы поддержки это просто находка. По моему опыту, пользователи частенько не могут внятно объяснить, что произошло и что им требуется. А вот показать могут. Некое подобие скайпа без внешнего клиента и не требующее канал в инет - это несомненный плюс. 
  • СВ может подключать одновременно несколько баз. Т.е. сообщение менеджеру в УТ можно отправить из 1С:Бухгалтерии. Все базы 1С, подключенные к СВ, могут обмениваться сообщениями. Причем абсолютно прозрачно, пользователь Вася Пупкин в УТ так и будет выглядеть в СВ в конфигурации 1С:Бухгалтерия.
  • В СВ, начиная с платформы 1С 8.3.17, можно обмениваться файлами. Правда для этого придется поднять у себя S3-хранилище. Ну и чуток потанцевать с бубном, чтобы оно привязалось к СВ (у меня без бубна не пошло). Но функционал тоже полезный. Не всем нравится пересылать файлы через внешние сервера. Хоть и обещают, что никто доступ к этим файлам не имеет, но гарантий никаких.
  • В СВ даже реализован мини-клиент. Через него нельзя обмениваться сообщениями, но в него будут падать уведомления, в какой базе сколько новых сообщений ждет пользователя. Т.е. 1С закрыта, а уведомления пользователь получает. Правда эта фича работает только под виндами. А жаль.
  • СВ работает на любых клиентах 1С. Тонкий, толстый, веб-клиент, мобильный. И все это “из коробки” так сказать. Штатная возможность.
  • В СВ встроена возможность интеграции с Телеграм и ВК. Т.е. сообщения на бот в Телеграме или в группе в ВК падают в СВ. Причем не обезличено, а в отдельный диалог. Социальные сети нынче на подъеме, и иметь возможность включить внешних пользователей в систему обсуждений - это круто. В 1С:Бухгалтерии это, наверно, и не нужно никому, а вот в CRM или УТ - это может быть полезным.
  • Кроме того, прилагая определенные усилия, можно в СВ слать уведомления, формируемые по событию.
    Давайте продемонстрирую на примере ООО “Инфосервис”. В документе Счет появилась галочка “Контроль”. Это значит, что когда счет оплатится, то в группу “Уведомления” упадет сообщение. Вроде мелочь, но уже не надо глазками смотреть, оплачен ли счет, чтобы предпринять какие-то действия. Также в Уведомления падают события с проходной. Аналогично “обратная связь с сайта” падает не на мыло, а в СВ. Вроде мелочь, но порой очень удобно. Вся эта информация есть, но иметь возможность получать оповещения при изменении в реальном времени реально радует. Для этого можно использовать и внешние мессенджеры, но в 1С обращение к СВ реализовано очень лаконично и просто.
  • В 18 платформе 1С обещает в СВ ввести понятие “Бот”. Тоже интересная штука. В СВ появляется пользователь, который обрабатывает сообщения по какому-то алгоритму. И соответственно отвечает. Это можно и сейчас реализовать, но с “Ботом” это будет сделать гораздо проще. А уж на какие вопросы и как он будет отвечать, зависит только от вашей фантазии и скила программиста.

Итак, что мы имеем в плюсе

Появилась возможность развернуть внутри компании корпоративный чат. Для организаций, у которых по той или иной причине ограничен доступ в интернет (начиная от его отсутствия и заканчивая запретом), это очень интересный вариант. Для фирм, у которых управленческий учет построен на 1С, тоже выбор СВ вполне обоснован. Плюс интеграция с 1С дает возможность реализовать некоторые фичи, которые без оного реализовать либо трудно, либо очень трудно.

Кстати, если выбор внешних мессенджеров очень велик, то вот с корпоративными откровенные напряги. И выбор так себе, и не все являются законченным функциональным продуктом. А “Систему взаимодействия” 1С очень активно развивает.

Посмотрим на минусы

  • Первый - это цена. 1С просит за лицензию аж 50 тысяч рублей. Пользователям корпоративных продуктов СВ поставляется в комплекте бесплатно. Т.е. 1С позиционирует СВ как продукт для корпоративных пользователей. Как мне кажется, зря. Да, небольшое предприятие не станет у себя разворачивать СВ для бухгалтерии. Но среднее с 50 менеджерами - вполне. Но если они не пользуются продуктами КОРП, то значит и СВ им не полагается. А корпоративный чат - это круто, но не за 50 тысяч. Так что это серьезный минус для некорпоративных пользователей. 
  • Второй серьезный минус - это определенные проблемы при развертывании и настройке СВ. Если под Windows установка производится легко и просто, то вот настройка интеграции в процессе танца убила наповал два бубна. И только зверские пытки представителя 1С и определенные усилия со стороны системного администратора позволили этот функционал запустить.
  • Третий минус вытекает из плюса. Тесная интеграция с 1С позволяет реализовывать интересный и полезный функционал. Но этот же момент начисто выключает из СВ пользователей, которые не используют 1С. Работать с СВ можно только из 1С и никак иначе.

Вот, в общем-то, и все, что я хотел рассказать о СВ. Надеюсь, материал был полезен. Информация актуальна на октябрь 2020 года для СВ версии 8.0.15. Возможно, что-то уже изменилось, возможно, что-то изменится в ближайшем будущем. Если у вас остались (появились) какие-то вопросы, вы можете их задать в группе Инфосервис в ВК  или Телеграме.
Чем смогу, помогу.

Mobirise

Сергей Зимин

Директор ООО "Инфосервис".

Напишите нам

Готовы к предложениям и сотрудничеству

Телефон: +7 (4922) 47-90-31 
Email: info@infos33.ru

© Copyright ООО "Инфосервис", г. Владимир - All Rights Reserved

Made with Mobirise - Click now